Вы здесь

Обеспечение единства правового пространства как одна из основных функций органов юстиции

Обеспечение единства правового пространства в Российской Федерации является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере юстиции.

Согласно статье 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Также, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определяет, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Таким образом, обеспечение единства правового пространства, в первую очередь, заключается в обеспечении соответствия нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, реализация конституционных прав граждан невозможны без организации эффективной деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения единства правового пространства.

Важная роль по обеспечению единства правового пространства отведена Министерству юстиции Российской Федерации. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Формы деятельности органов юстиции в сфере обеспечения единства правового пространства многообразны.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правого пространства Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации Минюстом России в 1999 году создан и ведется федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В федеральный регистр включаются тексты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в основной (первоначальной) редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений, а также указанные тексты актов с внесенными в них изменениями. Кроме того, доступны дополнительные сведения: информация о правовой экспертизе, опубликовании и обнародовании и т.п.

В рамках возложенных полномочий по обеспечению единства правового пространства территориальными органами Минюста России проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок со дня их принятия в территориальные органы Министерства России, на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.

На основе данных федерального регистра Министерство юстиции Российской Федерации проводит системный мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в первую очередь, по наиболее важным сферам правового регулирования.

В рамках мониторинга регионального нормотворчества проводится повторная правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что позволяет обеспечивать приведение региональной нормативной базы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также эффективно устранять пробелы в региональном законодательстве. 

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» с 1 сентября 2005 г. Минюст России наделен функцией по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации.

В рамках реализации функции по государственной регистрации уставов (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) и ведению государственных реестров уставов и муниципальных образований Российской Федерации территориальные органы Минюста России осуществляют проверку уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации и проверяет соблюдение установленного федеральным законом порядка принятия устава и муниципального правового акта о внесении изменений в уставы.

Важным этапом деятельности Минюста России по обеспечению единства правового пространства является принятие мер по созданию системы мониторинга муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан. В этих целях с 1 января 2009 года Минюст России и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» приступили к ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Совместно с территориальными органами Минюста России организовано проведение систематического обзора качества ведения федерального  муниципального регистра. Информация о его результатах направляется в заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

06 мая 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).